"Украiна" ще не вмерлa, но дело за малым
или История одного банка
13.07.2001
"Аналитика" на УФС - http://www.ufs.kiev.ua/stories/

В ходе сессионного дня 12 июля Верховна Рада (ВР) Украины не приняла внесенный правительством законопроект "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы акционерного агропромышленного банка "Украина", - сообщает собственный корреспондент УФС.
"За" этот законопроект проголосовало 133 депутата, "против" - 152 из 417, зарегистрированных в зале. В частности, "за" проголосовали "Трудовая Украина", СДПУ(о), "Регионы Украины".
Депутаты также не поддержали альтернативный законопроект о реструктуризации банка "Украина", внесенный народным депутатом Натальей Витренко. Альтернативный законопроект поддержал 191 депутат из 407, зарегистрированных в зале. В частности, "за" проголосовали фракции КПУ, "Демсоюз", СПУ и внефракционные депутаты.
После голосования по указанным законопроектам Председатель ВР Иван Плющ обратился к правительству с предложением продолжить консультации по согласованию внесенного Кабмином законопроекта.


Для справки. Законопроектом правительства предполагались выпуск ОВГЗ сроком обращения 3 года на сумму 450 млн.грн. и осуществление их обмена на активы АК АПБ "Украина". Доходность ОВГЗ определяется исходя из уровня инфляции плюс 3% годовых.


Кроме того, в законопроекте предполагалось внести изменения в Закон "О государственном бюджете Украины на 2001 г.". В частности, предусматривалось установить предельный размер дефицита госбюджета на 2001 г. в сумме 450 млн.грн.
Законопроект предусматривает передачу материалов по пятидесяти наиболее крупным должникам банка "Украина" следственной комиссии ВР с целью обеспечения возврата средств банка, а также других материалов, касающихся деятельности банка и являющихся, в том числе, коммерческой тайной.
5 июля 2001 г. проект Закона "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы Акционерного коммерческого агропромышленного банка "Украина" выносился на голосование ВР, однако "за" его принятие проголосовали 137 депутатов из 390, зарегистрированных в зале.
Очевидно, что непринятие 12 июля народными депутатами правительственного законопроекта "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы акционерного агропромышленного банка "Украина" "ставит точку" в попытках Кабинета Министров получить активы АПБ "Украина" в обмен на выпуск государственных обязательств. Теперь Национальному банку придется воспользоваться не так давно принятым Законом "О банках и банковской деятельности" и начать процедуру банкротства одного из крупнейших отечественных банков.
Отметим, что предлагавшийся Кабмином закон был несовершенен и "непрозрачен". Очевидно, что его принятие могло бы крайне негативно отразиться на процессе исполнения государственного бюджета и, кроме того, создать целый ряд опасных прецедентов.
Во-первых, закон впервые в современной отечественной экономической практике предусматривал бы проведение банкротства негосударственной коммерческой структуры с активным использованием средств госбюджета. Кроме того, создавался бы прецедент совершения процедуры банкротства в "рунес-структуры по политическим причинам законодательно принимается особый механизм. чном" режиме, когда для ничем кроме размера активов не выделяющегося из ряда себе подобных биз
Во-вторых, истинное финансовое положение АПБ "Украина" до сих пор остается неизвестным, в связи с чем предлагавшаяся в законопроекте сумма (450 млн.грн.), на которую должен был быть осуществлен выпуск ОВГЗ, не представляется обоснованной. Звучавшие ранее высказывания председателя НБУ Владимира Стельмаха о том, что для нормализации работы банка необходимо "не менее 500 млн.грн." таким обоснованием, очевидно, являться не могут. Отметим также, что проведение независимого аудита банка, несомненно, должно происходить до, а не после подачи законопроекта на рассмотрение парламента.
В-третьих, представляется абсолютно некорректной ситуация, когда, согласно закона, отрицательная разница между средствами, которые предполагалось выручить от реализации активов банка, и величиной эмиссии государственных ценных бумаг (а такое развитие событий представляется весьма вероятным), покрывалась бы за счет средств государственного бюджета. Абсолютно логичен в этом случае вопрос: "Почему украинский налогоплательщик должен расплачиваться за долги структуры, в которой государство даже не является акционером?" Очевидно, что и предполагавшееся внесение изменений в Закон Украины "О государственном бюджете на 2001 г." также несет характер весьма опасного прецедента.
Отметим, что заявления некоторых государственных служащих о необходимости сохранения инфраструктуры банка "Украина" также не представляются оправданными: в процессе фактической ликвидации банка все его ликвидное имущество (включая 1 100 отделений по всей Украине) будет выставлено на продажу и, если государство возжелает пробрести указанные отделения в целях создания новой финансовой структуры по кредитованию агропромышленного комплекса, оно может сделать это на общих основаниях. Если же у государства отсутствуют на это средства, то оно может попытаться получить их посредством первичного размещения очередного выпуска ОВГЗ (если, конечно, гипотетический инвестор пожелает приобрести их).
Говоря о той роли, которую правительство в своем плане "спасения" "Украины" уделило государственным ценным бумагам, нельзя не отметить следующее обстоятельство. Как известно, с начала текущего года Министерству финансов Украины удалось привлечь "под ОВГЗ" только 461 млн.грн., причем вся указанная сумма была получена за счет размещения краткосрочных (3-6 мес.) и среднесрочных (12 мес.) облигаций. Наивным было бы полагать, что предполагавшиеся к выпуску ОВГЗ с более длительными сроками обращения и с уровнем доходности ниже рыночного заинтересуют хоть кого-либо. Именно по этой причине в законопроекте "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы акционерного агропромышленного банка "Украина" предполагалась передача указанных ценных бумаг государственному "Ощадбанку", на балансе которого они и "осели" бы в виде малоликвидного "груза". Очевидно, что реализация их по сколько-нибудь приемлемой цене (например, в случае возникновения проблем у самого "Ощадбанка") была бы весьма проблематичной. За что такой "подарок" "Ощадбанку", портфель активов которого (рискнем это предположить) также далек от идеального, также неизвестно. Отметим также, что при этом за рамками дискуссии остается такой немаловажный оценочный критерий как платежеспособность эмитента (государства Украина).
Заметим в заключение, что большое сомнение вызывает также польза такого закона в праведном деле возобновления сотрудничества Украины с Международным валютным фондом. Известно, что эта организация всегда выступала категорически против решения проблем коммерческих структур за счет какого-либо привлечения государственных средств.


Кстати


Должностные лица, причастные к кризису банка "Украина", независимо от занимаемой должности, должны отвечать перед законом и следствием, - заявил премьер-министр Анатолий Кинах, выступая в парламенте.
По его словам, правительство создаст все условия для работы временной следственной комиссии ВР по банку "Украина" - как организационные и технические, так и информационные. А.Кинах подчеркнул, что это необходимо, чтобы, наряду с решением проблем вкладчиков, помочь определить виновных в сложившейся ситуации.
Как отметил премьер-министр, ситуация вокруг банка "Украина" имеет общегосударственное значение и влияет не только на социально-экономическую, но и политическую составляющую жизнедеятельности украинского общества и государства.
По словам А.Кинаха, законопроект по решению вопроса банка "Украина", предложенный правительством, учитывает то обстоятельство, что решение необходимо принимать "в условиях отсутствия запаса времени". "То, что делает правительство сейчас, необходимо было делать как минимум 1,5-2 года тому назад", - сказал он.
Председатель Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Валерий Алешин заявил о возможной дестабилизации финансового сектора в результате отклонения парламентом правительственного законопроекта о санации банка "Украина".
По его словам, отклонение правительственного законопроекта "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы акционерного коммерческого агропромышленного банка "Украина" будет иметь негативные последствия, в частности, резкое снижение уровня доверия к банкам со стороны населения, а также увеличение объема операций с наличными валютными средствами и увеличение валютного курса, что, по мнению В.Алешина, крайне выгодно субъектам "теневого рынка".
Кроме того, председатель профильного Комитета ВР акцентировал внимание на том, что из-за отклонения правительственного законопроекта НБУ уже на следующей неделе вынужден будет начать процедуру банкротства банка "Украина". Народный депутат также отметил, что в связи с резонансом вокруг ситуации с банком "Украина" Фонд гарантирования вкладов физических лиц не сможет обеспечить в полном объеме возвращение средств вкладчиков банка.
В.Алешин подчеркнул, что ситуация с банком "Украина" - "это вопрос не только экономический и финансовый, сколько политический", поэтому Комитет продолжает настаивать на поддержке ВР именно правительственного законопроекта.



Содержание сайта
xtlan@torba.com


Используются технологии uCoz