Итак, банк "Украина" поразил глубокий кризис. Заблокированы вклады, счета клиентов, не производятся платежи. Можно сказать, наступил коллапс. Разговор об этом надо было бы повести раньше, когда налицо были многие признаки надвигающейся беды. Но все же сначала хотелось внимательнейшим образом разобраться в ситуации.
Несколько слов о банке "Украина", который был создан более 10 лет назад на базе крупнейшего в стране Агропромбанка СССР. "Украина" обслуживала наряду с агропромышленным сектором экономики страны всю районную и сельскую инфраструктуру. А в последние годы активно работала и с вкладчиками.
Банк динамично развивался все эти годы, создал самую большую в стране сеть банковских учреждений, которые расположились во всех городах и районных центрах.
Как результат 1,5 млн. человек стали вкладчиками банка, более 200 тысяч предприятий и организаций - его клиентами. В числе акционеров этого банка - 326 тысяч наших граждан. Все они вместе с членами их семей составляют значительную часть населения страны, что по своей сути дает право "Украине" называться народным банком.
Особое место в банке занимала его крымская дирекция. Все эти годы коллектив дирекции был лидером не только в составе банка, но и в банковской системе Крыма. Мы первыми перевели население и мелкий бизнес на работу по пластиковым карточкам, и сегодня в Крыму этими современными технологиями охвачено уже 107 тысяч человек. Единственными в Крыму предоставляем услуги дилинга, Интернет - услуги. Мы реализуем программу по созданию и становлению Крымской аграрной биржи.
Все, казалось бы, шло нормально, ничто не предвещало беды, пока банк возглавлял один из опытнейших специалистов А. Коваленко, который пришел с должности министра финансов страны. Здесь тогда работали такие известные люди, как В. Гетьман, В. Ющенко, И. Митюков, но в 1996 году из Национального банка направили к нам "на укрепление" одного из заместителей председателя правления НБУ В. Кравца. Одновременно вывели из совета правления "Украины" ее региональных директоров, как было сказано, "для мобильности работы". И пошло - поехало.
Для начала перевели все дирекции, несмотря на наше ожесточенное сопротивление, на единый корреспондентский счет в Киеве, таким образом сконцентрировали огромные ресурсы областей в центре. Взяв почти миллиард гривен, новое руководство начало бесконтрольную выдачу кредитов, почти 600 миллионов ушло под гарантии государства, остальные раздали депутатам Верховного Совета и другим влиятельным лицам в государстве. Все это делалось, как нам говорили, в интересах банка, в интересах страны.
Буквально за два года банк из процветающей организации, получавшей свыше 100 миллионов гривен прибыли, скатился до 25 миллионов убытка. Председателя правления В. Кравца сняли с работы и перевели директором одного из департаментов Национального банка, где он трудится и в настоящее время. А в "Украине" ввели режим санации.
С 1998 года, который считаем кризисным, и начался процесс экспериментов над банком "Украина". Со стороны Национального банка вводились бесконечные ограничения, приостанавливались лицензии на те или иные виды банковского обслуживания, долго изучали работу каждого подразделения, проводились бесконечные ревизии и по ним издавались постановления.
В сентябре 2000 года, когда в банке была восстановлена платежеспособность, то есть платежи шли день в день, сюда была введена временная администрация. Более 150 специалистов Национального банка Украины, взяв управление на себя, должны были улучшить положение дел в нашей системе. В своих интервью СМИ председатель Национального банка В. Стельмах и бывший премьер-министр В. Ющенко заверяли, что все идет нормально. Более того, уже в декабре 2000 года ими было подписано совместное постановление за ¦ 1903, которым предусматривалось решить целый ряд проблем: от возврата долгов государства банку, выкупа облигаций, которые были навязаны банку в период кризиса, до соответствующих просьб и поручений правоохранительным органам по оказанию помощи в возврате кредитов нерадивыми, но известными заемщиками.
Предусматривало это постановление и возврат лицензий на обслуживание бюджета, Пенсионного фонда. То есть действия руководства страны, на первый взгляд, подтверждали его желание поддержать и восстановить былую финансовую мощь "Украины". Воодушевленные таким вниманием мы начали активно кредитовать сельских товаропроизводителей, восстановили связи с Пенсионным фондом, начали привлекать вклады населения для пополнения ресурсной базы.
Группа директоров лучших дирекций, среди которых Крымская, Запорожская, Полтавская, Сумская, инициировала 5 марта 2001 года рассмотрение вопроса о судьбе банка в комитете Верховного Совета страны с приглашением туда всего руководства НБУ, профильных комитетов, Министерства аграрной политики, Минэкономики и других заинтересованных организаций. На этом совещании было решено, что банк должен существовать и развиваться, особенно в условиях глубокого реформирования сельского хозяйства.
По всем вопросам было подготовлено обширное постановление, которое вместе с письмом директоров председатель комитета Е. Ващук представила на личной встрече президенту страны Л. Кучме. Наши планы получили у него полную поддержку. На встрече, в частности, шла речь о сохранении "Украины" как отраслевого банка, как главного финансового инструмента в реализации программы преобразования села. Предусматривалась постепенная трансформация банка в земельно-ипотечный, с расширением его функций при обязательном участии государства.
Таким образом, появилась нормальная программа оздоровления одного из крупнейших банковских учреждений страны. Согласившись с идеей, президент дал соответствующие поручения Кабинету министров, Национальному банку, Министерству финансов и Министерству аграрной политики. Тем более что наши идеи перекликались с положениями указа президента об укреплении банковской системы страны. Казалось бы, все есть, чтобы безболезненно для клиентов, без паники реализовать важнейшую политическую и социальную задачу.
Но как это у нас зачастую бывает, кто-то разработал другой сценарий, направленный на уничтожение банка "Украина". Поэтому по поручениям президента, как и по постановлению Кабинета министров, никто ничего не делал, несмотря на то, что мы постоянно пытались обратить вниамние на эту проблему обращениями в Кабмин, Министерство аграрной политики, Национальный банк Украины. В Верховном Совете делались депутатские запросы, мы вынуждены были обратиться за помощью в Совет безопасности, представляя, какие политические, социальные и экономические последствия вызовет закрытие банка.
Но вопрос не решался. Должностными лицами никаких практических мер не принималось. После повторного обращения к президенту в начале мая удалось провести совещание, на котором подверглись очень резкой критике и министр финансов Украины Игорь Митюков, и глава НБУ Владимир Стельмах. Компания чиновников зашевелилась, но время было безнадежно упущено.
После майского совещания начали разрабатываться проекты постановлений по выпуску ценных бумаг, но опять же не под долги государства, а под активы (здания и сооружения) "Украины", проекты учредительных документов по созданию земельно-ипотечного банка. Эти предложения переданы на рассмотрение в Верховный Совет только в середине июня, когда времени для принятия нужных постановлений почти не осталось. Этот вопрос хоть как-то удалось сдвинуть с мертвой точки только после обращения руководителей регионов к президенту Л. Кучме, когда он был в Крыму. К нему обращался глава Крымского парламента Л. Грач, а глава правительства С. Куницын поднял этот вопрос перед премьер-министром Анатолием Кинахом.
Мы не могли понять, что происходит, почему такой неповоротливой оказалась государственная машина, почему так плохо чиновниками выполняются поручения руководителей государства. Это удалось уяснить себе только после того, как нам в руки попал меморандум Международного валютного фонда, который подписали от имени нашего государства те же чиновники Ехануров, Стельмах, Митюков и Тополов (администрация президента). И обратите внимание на дату - 12 декабря 2000 года, то есть за две недели до выхода в свет постановления Кабинета министров Украины, которым предусматривалось оздоровление банка "Украина". Сколько надо иметь цинизма, чтобы одной рукой санкционировать в меморандуме закрытие банка до 1 июля 2001 года, а другой - дурачить вкладчиков, пенсионеров, врачей и учителей, других клиентов и сотрудников банка "Украина", рассказывая им в своих интервью сказки о большом будущем банка! Как тут не вспомнить слова президента страны о том, что административная реформа у нас уже перезрела.
Сейчас сценарий развивается четко по меморандуму, и банк "Украина", видимо, закроют в предложенные МВФ сроки. Как высказался один из обозревателей информационно-аналитической газеты "Версии", за деньги Мирового банка, без которых мы уже, кстати, прожили, и не совсем плохо, более двух лет, разорвут на части.
Если тупо выполнять требования того же МВФ, можно дискредитировать самые прекрасные идеи, угробить "Украину", любое другое учреждение. Мы же предлагали собственные различные сценарии вывода банка из кризиса. Учитывая то, что наши проблемы на 87 процентов сосредоточены в Киеве, или, как мы говорим, на "асфальте", а региональная сеть работает хорошо, следовало бы разделить ответственность. На живой базе создать новый банк. Ведь 16 тысяч специалистов, занятых в различных структурах "Украины", не виноваты в том, что кризис охватил наш банк. Кризис на совести нескольких чиновников высокого ранга. Не виноваты в этом и клиенты, которые связали с банком свою судьбу.
Уже в последние дни мы предложили провести среди банков инвестиционный конкурс, определить, кто из них мог бы взять в свои объятия успешно работающие подразделения "Украины", что позволило бы значительно усилить, я подчеркиваю, не ослабить, а, наоборот, усилить банковскую систему страны. Но, видимо, силы, а они известны, это те, кто должен банку огромные суммы, предусматривают похоронить банк и таким образом уйти от ответственности и возврата взятых кредитов. Им безразлично, что пострадают миллионы наших граждан. Нам же тяжело сознавать, каково сейчас многим из наших клиентов, вкладчиков, как трудно специалистам, труд которых становится ненужным обществу, а ведь им необходимо кормить свои семьи. Многие не могут понять, зачем закрывать "Украину" в Крыму, которая с начала года получила 2,5 миллиона гривен прибыли? Это больше любого другого банка.
Конечно, сейчас правительство в срочном порядке разрабатывает защиту вкладов населения, предложив Верховному Совету программу перевода вкладов в Сберегательный банк Украины. Мы уже передали реестры всех вкладчиков в Сбербанк, МВФ готов выделить 10-12 миллионов долларов на социальное обустройство наших специалистов, но остается не защищенным клиент с его средствами.