"Предынфарктное" состояние украинского агробанка: кто виноват и что делать?
Июль 2001 г.
(Комментарии дня, http://www.ufs.kiev.ua/)

Банк "Украина" оказался на грани банкротства из-за невозвращенных кредитов, которые брали, большей частью, народные депутаты, - считает народный депутат, лидер Украинского народного Руха Юрий Костенко.
Как сообщили УФС в пресс-службе партии, на состоявшемся 2 июля заседании Согласительного совета депутатских групп и фракций, который рекомендовал парламенту создать следственную комиссию по расследованию ситуации вокруг АК АПБ "Украина", Ю.Костенко подчеркнул, что комиссия должна определить этих депутатов и обратиться в правоохранительные органы с предложением возбудить уголовное дело.
"Тот, кто разворовал банк "Украина", должен быть привлечен к ответственности", - считает Ю.Костенко.
Как сообщалось ранее, 11 июня текущего года правительство передало на рассмотрение Верховной Рады законопроект, предполагающий выпуск государственных ценных бумаг как гарантии обеспечения вкладов и интересов вкладчиков банка.
По словам премьер-министра Украины А.Кинаха, этот законопроект предполагает сохранение уровня обеспечения агропромышленного комплекса кредитными ресурсами на рыночных условиях, создание на базе определенной части банка "Украина" земельного ипотечного банка. При этом он отметил, что данные меры являются первым этапом реорганизации банка.
Очевидно, что эксперты Международного валютного фонда, проводившие в прошлом году анализ финансового состояния АК АПБ "Украина" и пришедшие к заключению об его деловой недееспособности, оказались правы - все робкие попытки санации этого учреждения, предпринимавшиеся украинской стороной, завершились провалом, и банк не смог выйти на прибыльный уровень деятельности. Национальный банк и Межведомственная комиссия, главой которой является министр финансов Украины И.Митюков, признали факт "клинической смерти" банка и теперь озабочены принятием на предстоящем 5 июня нынешнего года заседании парламента законопроекта, призванного обеспечить наиболее безболезненное урегулирование всех обязательств почившей финансовой структуры. Неизвестно при этом, пойдут ли депутаты навстречу правительству в вопросе принятия предложенного законопроекта, однако они наверняка попытаются выяснить причины краха указанной финансовой институции, в частности, сделают попытку "разобраться" с бездарным менеджментом, который на протяжении долгих лет проводился в банке "Украина". При этом очевидно, что в пользу депутатов "играет" факт приближения парламентских выборов - это обязывает к проявлению принципиальности.
Однако вернемся к самому "виновнику торжества". Результаты просчетов и возможных злоупотреблений в банке более чем впечатляют: по словам главы НБУ Владимира Стельмаха, только для "вывода банка из убыточной деятельности" необходимо около 500 млн.грн. При этом нельзя сказать, что НБУ не пытался исправить создавшееся положение. Для сохранения "Украины" на плаву Нацбанк переносил сроки погашения стабилизационных кредитов, выданных ранее для поддержания ликвидности банка, приобрел у "Украины" часть облигаций внутреннего государственного займа, а также пообещал осуществить выкуп из его инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг на сумму 112 млн.грн. в случае удачных поисков инвестора, готового вложить в хиреющий украинский агробанк 250 млн.грн. Однако такого инвестора найти так и не удалось, несмотря на то, что закрытые переговоры с рядом финансовых структур и велись.
Судьба "профильного" банка также очень беспокоила Министерство аграрной политики, которое долгие годы успешно пользовалось этой финансовой структурой для непрямого субсидирования убыточных сельхозпроизводителей. Известно, что в начале 90-х гг. последние столкнулись с резким ростом цен на топливо и промышленные товары, а также с административными преградами на пути повышения цен на собственную продукцию. Соответствующие долги "успешно повисали" на АПБ "Украина". При этом сам банк в работе со своими дебиторами был "связан по рукам и ногам" - банкротство сельхозпроизводителей в нашей стране запрещено законодательно. Нельзя также не отметить то обстоятельство, что фактическое прекращение деятельности "Украины" по времени совпало с некоторой либерализацией агрорынков, что увеличило рентабельность отечественного аграрного производства. Однако банку, вероятно, уже не суждено поработать на этом "агро-финансовом поле" - в настоящее время в агрокредитовании его с успехом подменяют такие мощные финансовые структуры как АППБ "Аваль", АК "Проминвестбанк", КБ "Финансы и Кредит". В связи с этим прекращение деятельности АК АПБ "Украина" уже не окажет критического влияния на отечественных аграриев. При этом, однако, в ряде регионов Украины это может вызвать временные проблемы.
Однако наибольший интерес в настоящее время вызывает дальнейшая судьба активов "Украины". Согласно законопроекту, в счет стоимости части инвестиций и имущества банка будут эмитированы государственные ценные бумаги с длительными сроками погашения. Кроме того, известно, что банк является обладателем значительной (состоящей из более чем 1,1 тыс. подразделений) филиальной сети во всех регионах Украины. Очень вероятно, что эта сеть останется в руках государства, и, скорее всего, будет использована для создания земельно-ипотечного банка, о необходимости появления которого неоднократно заявлял министр агарной политики Украины Иван Кириленко. Возможно также, что филиальная сеть "Украины" будет использована и для создания нового банка, основной задачей которого будет определено кредитование медленно выздоравливающего отечественного агропромышленного комплекса. Ближайшие месяцы покажут, в каком направлении двинутся Кабинет Министров и Нацбанк.
Кстати
Кабинет Министров разработал законопроект, который позволит решить вопрос безопасного перевода средств населения из АК АПБ "Украина" в другие коммерческие банки, - сообщил журналистам министр финансов Украины И.Митюков после заседания правительства.
По его словам, этот законопроект уже передан в Верховну Раду и будет обсужден на ее заседании 5 июля.
Как сообщил И.Митюков, вторым направлением созданной рабочей группы по вопросам банка "Украина" будет сопровождение в парламенте соответствующего законопроекта с целью его самого быстрого принятия.
И.Митюков надеется, что законопроект позволит правительству дополнительно выпустить облигации внутреннего государственного займа на с! умму 450 млн.грн. и таким образом обеспечить гарантирование вкладов населения. Как отметил глава Минфина, этот законопроект больше всего касается изменений к закону о госбюджете, согласно которому министерство финансов имеет право осуществлять такой выпуск облигаций.
Банкротство банка "Украина" было вызвано искусственно, - заявила народный депутат, лидер Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко, выступая на утреннем пленарном заседании Верховной Рады 3 июля.
Н.Витренко считает, что требования реорганизовать этот банк объясняется желанием "привести в парламент широкомасштабные политические силы". По ее словам, в начале текущего года производился целенаправленный отток финансовых ресурсов банка "Украина" в "центр", после чего 2 месяца назад были прекращены выплаты в региональных отделениях банка.
При этом, подчеркнула Н.Витренко, банк всегда был обеспечен ресурсами "на 130%" и "аккуратно работал с клиентами".



Хроника "падающего" агробанка: реструктуризационные ноу-хау правительства спросом не пользуются
Июль 2001 г.
(Комментарии дня, http://www.ufs.kiev.ua/)

Верховна Рада Украины не приняла внесенный Кабинетом Министров проект закона "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа в обмен на активы Акционерного коммерческого агропромышленного банка "Украина" ("за" - 137 депутатов из 390, зарегистрированных в зале), - сообщил УФС собственный корреспондент.
Для справки. Законопроектом предполагался выпуск ОВГЗ сроком обращения 10 лет на сумму 450 млн.грн. и осуществление их обмена на активы АК АПБ "Украина".
Кроме того, в законопроекте предполагалось внести изменения в Закон "О государственном бюджете Украины на 2001 год". В частности, предусматривалось установить предельный размер дефицита госбюджета на 2001 г. в сумме 450 млн.грн.
Очевидно, что упомянутым законопроектом правительство пыталось выполнить двуединую задачу: с одной стороны, продемонстрировать Международному валютному фонду свое стремление решить проблему банка "Украина", с другой, - получить материальную основу для создания в Украине нового банка - ипотечно-земельного. Иными словами, за счет содержащейся в указанном законопроекте весьма специфической модели реструктуризации активов "Украины" правительство стремилось фактически получить кредит в размере 450 млн.грн. сроком на 10 лет на создание нового финансово-кредитного учреждения.
Однако при этом, как весьма часто бывает, исполнительная власть не особо "позаботилась" о соответствии проекта закона действующему законодательству. В частности, согласно указанному законопроекту, правительство провело бы аудиторскую оценку активов банка, после чего обменяло бы наиболее необходимую для создания земельного банка их часть на "высоколиквидные ценные бумаги государства" (ОВГЗ?! - УФС). Только в этой процедуре можно увидеть два противоречия: во-первых, аудиторскую проверку должны проводить независимые лица, которые уполномочены на это самим субъектом хозяйствования; во-вторых, облигации, согласно Закону Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", могут размещаться только на добровольных основах, и оплачены они могут быть исключительно денежными средствами, остающимися после налогообложения, но никак не активами.
Кроме того, начинать создавать ипотечный банк без закона "Об ипотеке" и нового Земельного кодекса просто бессмысленно - это будет, на наш взгляд, еще один вполне легальный "коридор" субсидирования сельского хозяйства и "других заинтересованных" лиц.
Помимо этого, принятие упомянутого законопроекта может создать крайне неприятный правовой прецедент, когда на законодательном уровне государство за счет средств налогоплательщиков решает проблемы отдельного субъекта хозяйствования, пусть даже это и бывший "системный" банк.
Но и не это самое главное. Общеизвестно, что весьма значительная часть депутатов Верховной Рады так или иначе связана с банковским бизнесом. Очевидно, что для последних возможность приобрести по ликвидационной стоимости часть филиальной сети находящегося "при смерти" банка "Украина" является весьма привлекательной. Таким образом, своим отказом принять предложенный Кабмином законопроект парламент фактически активизировал механизм банкротства этого банка. При этом исполнительная власть практически не будет иметь влияния на ход этого процесса, поскольку он будет проходить на общих легитимных основаниях. При этом, как это ни удивительно, государство не владеет ни одной акцией банка, следовательно, воздействовать на указанный процесс так, как этот происходило после продажи тепловых электростанций ОАО "Донбассэнерго", оно не сможет.
Возвращаясь к причинам текущего состояния банка "Украины", можно с высокой степенью вероятности предположить, что они вряд ли когда-нибудь станут достоянием общественности. Однако недостатка в предвыборной полемике по этому поводу не будет точно.
Кстати
Выпуск ОВГЗ для обеспечения гарантий вкладчиков банка "Украина" не приведет к потерям бюджета, - заявил в Верховной Раде председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах.
Как сообщалось, выпуск ОВГЗ на сумму 450 млн.грн. предусмотрен соответствующим законопроектом.
ОВГЗ планируется распределить следующим образом: 271 млн.грн. - по вкладам населения, 100 млн.грн. - на бюджетные средства, и 79 млн.грн. - на средства сельхозпроизводителей.
В.Стельмах заявил, что выпуск ОВГЗ поддержит процесс получения средств за счет активов банка.
Также, по его словам, выпуск ОВГЗ позволит снять социальное напряжение. Как отметил В.Стельмах в период с 1994 г. принималось достаточно мер для улучшения ситуации в банке "Украина", но в результате так и не удалось обеспечить финансовую доходность, которая позволила бы сберечь вклады клиентов банка.
Как считает председатель НБУ, выпуск ОВГЗ также позволит сохранить материально-техническую базу банка "Украина" и его структуру.
Из 448 народных депутатов 18 "имеют отношение" к банку "Украина", - заявил в интервью журналистам председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью Юрий Кармазин.
Однако при этом он не назвал конкретных имен.
В свою очередь, лидер депутатской группы "Солидарность" Петр Порошенко сообщил журналистам, что в составе парламентской следственной комиссии по расследованию ситуации вокруг банка "Украина" "таких людей нет". "Если выяснится, что кто-либо из членов этой комиссии каким-то образом причастен к этому банку, комиссия будет инициировать обращение к той или иной фракции или группе о замене их представителя в следственной комиссии на другую кандидатуру", - подчеркнул П.Порошенко.



Содержание сайта
xtlan@torba.com


Используются технологии uCoz