В конце прошлой недели окончательно решилась дальнейшая судьба банка «Украина». По слухам, в четверг представители Нацбанка, в том числе и заместитель председателя НБУ Владимир Кротюк, встретились с руководством банка «Финансы и Кредит». Речь шла о самой крупной сделке за последнее время в банковском секторе — инвестировании в «Украину» средств на сумму 250 млн. грн. Или, попросту говоря, покупке агропромышленного банка.
Уставный фонд банка «Украина» составляет не более 100 млн. грн. Таким образом, после того как будет проведена дополнительная эмиссия акций, которая, возможно, будет выкуплена банком «Финансы и Кредит», его доля в «Украине» составит приблизительно 70%. В этом случае «Украина» станет практически подконтрольной новому санатору.
Однако, как заявил председатель правления банка «Финансы и Кредит» Вадим Пушкарев, банк не подавал заявку в НБУ на участие в конкурсе по проведению санации банка «Украина». Более того, по его словам, «Финансы и Кредит» ни с кем не вел переговоры по данному вопросу.
Между тем в четверг Национальный банк удовлетворил заявление Виктора Тополова об освобождении с поста главы временной администрации «Украины». На его место был назначен заместитель председателя правления банка «Финансы и кредит» Вадим Чанкин. И уже в прошлую пятницу Виктор Тополов передавал дела своему преемнику. Если быть точным, то постановление правления НБУ о смене главы временной администрации банка «Украина» на тот момент подписано не было. Однако сам факт того, что Вадиму Чанкину были переданы соответствующие полномочия, уже сомнению не подлежит. Интересно, что, по словам г-на Пушкарева, Вадим Чанкин не подавал ему заявления об увольнении из банка. Таким образом, вполне возможно, что г-н Чанкин на переговорах с Нацбанком представлял интересы не банка, а компаний, связанных с ним через акционерный капитал. К примеру, компаний «Финансы и Кредит» или «Аскания».
«Индэкс-банк», у которого были практически все шансы, чтобы заполучить «Украину», так и не сумел воспользоваться предоставленной ему возможностью. Ведь временная администрация во главе с Виктором Тополовым, занимавшим пост председателя наблюдательного совета «Индэкс-банка», проработала в «Украине» почти год. За это время можно было не только детально изучить все проблемы «Украины», но и найти выход из сложившейся ситуации с учетом интересов «Индэкс-банка». Однако этого не произошло.
Как не произошло и заметного улучшения работы банка. Команде Тополова удалось только приостановить кризис в «Украине», но не вылечить болезни банка совсем. Видимо это обстоятельство и послужило поводом для слухов о недовольстве Нацбанка работой временной администрации. Хотя НБУ до последнего защищал честь мундира и официальных заявлений на этот счет не делал.
Новым поворотом в истории реанимации «Украины» стали и прошедшие изменения в составе топ-менеджмента «Индэкс-банка». После проведенного собрания акционеров председателем совета банка стал Леонид Савиченко, ранее занимавший должность председателя правления. То есть вместо Виктора Тополова. Куда ушел Тополов — неизвестно. В «Индэкс-банке» стараются вообще не говорить на эту тему.
Уже в понедельник агропромышленный банк должен был получить от нового хозяина первую порцию финансовых вливаний — 100 млн. грн. Все остальные деньги банк получит после того, как будет проведена дополнительная эмиссия акций на сумму 250 млн. грн.
Но только этим выведение банка из кризиса не закончится. После финансовых вливаний будет проведена реструктуризация долгов «Украины» перед НБУ. Агропромышленный банк задолжал центральному банку как минимум 350 млн. грн. Кроме того, вполне возможно, что НБУ выкупит у «Украины» часть облигаций госзайма.
Как заявил премьер-министр Виктор Ющенко, после назначения нового санатора «тире» инвестора правительство приобретет у «Украины» гособлигации, казначейские векселя и другие инструменты, которые в свое время были куплены банком и привели к ухудшению его финансового состояния. Общая сумма сделки составит порядка 140 млн. грн. Таким образом, при вливании в банк новых денег и реструктуризации долгов «Украина» вполне может получить новый стимул для развития. В противном случае правительству ничего более не останется, как закрыть банк.