МВФ настаивает на закрытии банка "Украина", если его платеже- способность и ликвидность кардинально и быстро не улучшатся. НБУ верит в банк и надеется на лучшее. Однако то, что АПБ "Украина" сможет и успеет к сроку выполнить все требования МВФ, -еще большой вопрос.
Демарш Международного валютного фонда - и это сразу после того, как были подведены итоги первого этапа проекта Tacis "Помощь в реструктуризации банка "Украина", - говорит сам за себя. Ведь данный проект - часть программы Tacis по реструктуризации четырех крупнейших украинских банков - Сбербанка, Укрэксимбанка, Укрсоцбанка и АПБ "Украина", проблемы которых во многом схожи.
Основные направления работы в рамках проекта - совершенствование общего, кредитного и финансового менеджмента. По оценкам руководства банка "Украина", последние результаты его работы более чем обнадеживающие. Однако, судя по выдвигаемым требованиям, МВФ использует для оценки происходящего какие-то другие критерии. Интересно, что из четырех банков, "унаследовавших от советской системы громоздкую и сложноуправляемую филиальную сеть" и участвующих в программе, только банк "Украина" пока удостоился чести получить ультиматум от МВФ.
Весь 1998 год и первую половину 1999 года банк "Украина" однозначно находился в затяжном кризисе.
И несмотря на декларации о выходе из него, общие результаты финансовой деятельности неутешительны.
1999 год банк "Украина" закончил с общими убытками в 96 млн. грн. Только в начале апреля 2000
года АПБ "Украина" получил согласие от иностранных кредиторов на реструктуризацию своего внешнего
долга, оценивающегося на настоящий момент более чем в $70 млн. С убытками закончен и I квартал
2000 г. как итог, МВФ сформировал свои требования к банку "Украина" и потребовал выполнения
большинства из них к 1 июля 2000 года. Реально их можно разделить на три группы:
- требования по менеджменту (работа по возврату просроченных кредитов, снижение стоимости ресурсной
базы, снижение затрат на содержание персонала, продажа имущества, не приносящего дохода);
- группа вопросов, касающихся взаимоотношений банка с правительством и НБУ (решение вопросов о
кредитах, выданных банком под госгарантии, и о долгах АПБ "Украина" Нацбанку);
- требования относительно увеличения уставного капитала банка на 100 млн. грн. Последнее "Украине"
настоятельно порекомендовали и Нацбанк, и международные консультанты, чтобы ликвидировать убытки.
По большому счету, по каждому пункту у банка "Украина" есть ныне подвижки. Особенно впечатляет, что в правительстве и Нацбанке уже "вырабатывается особая стратегия по отношению к банку "Украина" (П. Михеев, председатель правления АПБ "Украина"). Эта стратегия очень пригодилась бы "Украине", так как на повестке дня ребром стоит вопрос о возврате межбанковского кредита в 200 млн. грн., полученного от НБУ в 1998 году. Причем реструктуризация этого долга была бы более желательна, чем погашение через реализацию оформленного в залог имущества банка.
Довольно лихо решился вопрос об увеличении уставного капитала банка. Принятый на собрании акционеров 24 марта 2000 года объем 9-й эмиссии в 10 млн. грн. (14,2% нынешнего уставного фонда) с доведением уставного капитала до 80,3 млн. грн. быстро трансформировался в эмиссию в 100 млн. грн. с туманными рассуждениями о верхних границах эмиссии и решениях собрания акционеров за разные годы.
Не обошлось и без реорганизаций. По информации правления банка, к середине текущего года "Украина" полностью перейдет на двухуровневую систему управления с широкой сетью безбалансовых отделений, причем с закрытием части отделений в регионах. Приведет ли это к потере региональных клиентов - покажет время.
Зато "Украине" удалось убедить МВФ в вероятности признания долгов государства перед банком. Как следствие, появилась не только совместная рабочая группа по разработке пресловутой новой стратегии, но и одно из требований МВФ к Украине по получению заключительного транша кредитной линии по реструктуризации финансового сектора стало звучать так: снизить до 100 млн. грн. совокупный объем задолженности государства перед Проминвестбанком, Укрсоцбанком и банком "Украина", возникшей в результате выдачи ими кредитов под госгарантии.
Впрочем, и здесь радоваться рано. Если такое и состоится, то скорее всего долг перед "Украиной" будет погашен возродившимися ОВГЗ.
Вышеперечисленные меры по спасению банка при всей их пышной обставленности носят локальный характер, и задач, стоящих перед банком, глобально не решают. "Центровая" же проблема "Украины" формируется так: банк очень любит (или, по крайней мере, любил) выдавать кредиты по просьбе официальных лиц и органов (к примеру, Кабмина). Общеизвестно, что кредиты, выданные "по просьбе дяди", возвращаются из рук вон плохо. И государственная гарантия некоторых из них реально ничего не меняет.
Красной нитью по жизни банка "Украина" проходит кредитование сельского хозяйства. По информации правления, более 70% всех кредитов направлено на поддержание АПК. Как в сердцах выразился один из руководителей банка: "это кредитование сельхозпроизводителей по просьбе правительства знаете куда "Украину" завело?". Тем не менее, по информации пресс-службы банка, в 2000 году АПБ "Украина" опять предоставил предприятиям АПК для проведения весенне-полевых работ кредиты на сумму 137 млн. грн. (что на 37 млн. грн. больше, чем планировалось). Для сравнения: все остальные комбанки выдали аналогичных кредитов чуть более чем на 88 млн. грн., считая этот вид бизнеса слишком рискованным. Более того, с легкой руки Минагрополитики, желая стать "стержнем формирования целостной системы банковского обслуживания АПК", банк решил взять кредиты сам, чтобы кредитовать сельское хозяйство. Схема не заработала, так как, по мнению некоторых банкиров, если уж и кредитовать сельское хозяйство, то, конечно, не через "Украину".
Возможную причину любви к нетрадиционному кредитованию выдает состав акционеров банка.
Банк "Украина" основан в сентябре 1991 года. До 9-й эмиссии большая часть акций (66,3%) принадлежала 335 тыс. физических лиц, 33,7% - юридическим, в том числе 12,8% - компании "Укрросгазстрой". То есть реально банк был "народным". Учитывая неплатежеспособность населения, новую эмиссию планируется разместить среди крупных коммерческих операторов аграрного рынка, не акционеров банка.
Их появление позволит банку снизить риск операций и увеличить клиентскую базу. Что это даст акционерам, до конца не ясно. Тем более, не исключено, что убыточный банк не сможет собрать подписчиков на всю эмиссию в 100 млн. грн., фактически составляющую новый контрольный пакет. Тогда государство либо вынуждено будет его банкротить, либо к погашению своих долгов перед ним еще будет наращивать банку уставный капитал. Впрочем, это не единственный пункт, выполнение которого под вопросом.