Госкомпредпринимательства наконец высказался по поводу произвола, творимого налоговиками с клиентами обанкротившегося банка “Украина”. Это письмо — еще один аргумент в пользу подачи судебного иска для возврата повторно уплаченных налогов.
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно Закону Украины “О возобновлении платежеспособности должника или признании его
банкротом” (2343-12), производство по делу о банкротстве возбуждает судья хозяйственного
суда по местонахождению должника по заявлению кредитора. После этого в целях выявления всех
кредиторов должника в официальных печатных органах публикуются объявления о возбуждении
производства по делу о банкротстве с четко указанными сведениями о должнике. Кредиторы в
месячный срок со дня публикации в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела
о банкротстве, независимо от наступления срока исполнения обязательств, подают в
хозяйственный суд письменные заявления о денежных требованиях к должнику, а также
подтверждающие их документы.
Обратиться в хозяйственный суд с заявлением о денежных требованиях к должнику могут как
предприятие, так и налоговые органы.
Но следует отметить, что, согласно Закону Украины от 05.04.01 г. №2346-III (2346-14)
“О платежных системах и переводе денег в Украине”, инициирование перевода считается
законченным с момента принятия банком плательщика расчетного документа и фиксирования даты
принятия платежного поручения банком к исполнению. Ответственность за нарушение сроков
перевода после этого несет банк.
Таким образом, предприятие свои обязательства перед бюджетом выполнило, о чем свидетельствуют
платежное поручение с отметкой банка об уплате и выписка с личным счетом о списании суммы
налога со счета предприятия. Согласно Закону Украины “О порядке погашения обязательств
налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” (2181-14),
ответственность за нарушение сроков зачисления налогов в бюджет несет банк в виде пени за
каждый день просрочки.
При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное
перечисление таких платежей в бюджет, включая начисленную пеню или штрафные санкции. А
органами, контролирующими своевременность, достоверность и полноту начисления и уплаты
налогов, являются только налоговые органы, о чем указано в пп.2.2.1, 2.2.2 Закона Украины
“О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными
целевыми фондами” (2181-14). Предприятие не могло предусмотреть, что банк ненадлежащим
образом выполнит свои договорные обязательства относительно него, не перечислив своевременно
суммы налога в бюджет.
И проверить перечисления не было возможности, потому что это противоречит действующему
законодательству, а именно ст.27 Закона Украины “О предприятиях в Украине” (887-12),
согласно которому вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны
другого предприятия является недопустимым.