Пока в Киеве выясняют, кто развалил банк «Украина», в регионах думают о том, как с пользой для себя спасти останки банковской империи. Исчезновение агропромышленного банка здесь связывают с проблемами, которые могут возникнуть с кредитованием сельского хозяйства. И предпринятые накануне официально объявленного краха «Украины» попытки ряда губернаторов сохранить региональные отделения как раз и были продиктованы этими опасениями. Но поскольку все их усилия на этом поприще ничем не увенчались, многие решили действовать иначе. И в этом смысле Одесская область сработала быстро, забрав себе все здания обанкротившегося финансового гиганта, расположенные в 25 районах и в самой Одессе.
То, что одесский пример может стать заразительным, сомнений нет.
Подтверждение тому — настроения в других областях. Вопрос, однако, в
том, кто при этом останется в выигрыше? И что в конечном итоге
достанется вкладчикам? Но пока всех интересует одно: насколько законно
то, что сделала Одесса? Не менее любопытно, конечно, и то, как она это
сделала. Хотя, по большому счету, дело, наверное, не в методах. Вернее, не
только в них. Вряд ли бы одесский губернатор ввязался в драку, если бы не
чувствовал поддержку сверху.
В общем, итог сегодня таков. Имеется ряд решений хозяйственного суда
Одесской области в пользу Одесского облсовета. Они, конечно, уже
обжалованы или будут обжалованы. Но важно отметить другое: пока суд да
дело, облсовет уже принял все здания в свою коммунальную собственность,
закрепил свои шаги решением сессии облсовета. И теперь Киеву в лице
Агентства по вопросам банкротства (ликвидатора банка «Украина») и
Нацбанка предстоит доказать, что Одесса неправа.
Надо сказать, что прежде чем обратиться в суд, руководство области
предприняло ряд попыток сохранить региональное отделение
агропромышленного банка «Украина». Это и была главная цель местных
властей. В адрес Кабмина, Минфина, Нацбанка направлялись письма с просьбой
сохранить прибыльную одесскую дирекцию банка. Но тщетно. Предвидя
именно такой исход, председатель облсовета Сергей Гриневецкий еще в мае
обратился в одесскую дирекцию «Украины» с письмом, в котором напомнил об
условиях договора, заключенного между банком и облсоветом восемь лет назад
— в августе 1993-го. Это был договор купли-продажи недостроенного Дома
политпросвета, принадлежавшего в свое время одесскому обкому Компартии, а
потом перешедшего в собственность облсовета. Данный документ и стал
главной козырной картой руководства области в борьбе за имущества
обанкротившегося финансового института.
История этого документа такова. В 1993 году власти решили продать
долгострой и был объявлен коммерческий конкурс. Желающих заполучить
здание, расположенное в довольно престижном районе на проспекте Шевченко,
площадью 1,4 га, было много. Но досталось оно банку «Украина». По условиям
конкурса, победивший должен был с 1 января 1995 года ежеквартально в
течение двух лет 30% ежегодной прибыли, оставшейся в распоряжении банка,
перечислять на специальный счет облсовета для финансирования социальных
программ области. Как подсчитали в Одессе, за этот период «Украине»
полагалось бы перечислить 13,1 млн.грн., а фактически перечислено только
418,6 тыс., или 3,2 %. В мае этого года облсовет напомнил о существовании
договора и его условий, предложив вернуть долг. В случае невыполнения
взятых обязательств, говорилось в письме, будем вынуждены обратиться в суд с
иском о расторжении договора купли-продажи.
Деньги, конечно же, никто возвращать не собирался — банк доживал свои
последние деньки. В июле, напомню, он был лишен лицензии и началась
процедура ликвидации.
Словом, когда стало ясно, что пытаться достичь своей цели путем мирных
переговоров уже поздно, да и в принципе это невозможно облсовет обратился в
суд с иском о расторжении договора купли-продажи. Заодно были заявлены
дополнительные требования: о возвращении здания и признании за облсоветом
права собственности. 31 августа хозяйственный суд Одесской области эту
просьбу удовлетворил. И уже 3 сентября облсовет издал распоряжение о приеме
здания на пр. Шевченко в собственность территориальных громад сел, поселков
и городов. А 19 числа сессия облсовета данное распоряжение утвердила.
На этом же заседании область решила принять в свою собственность и все
здания, киоски, гаражи, боксы, принадлежавшие банку в районах. Всего 40
строений. Решение относительно данных объектов тоже было принято с учетом
вердикта, вынесенного 18 августа с.г. тем же хозяйственным судом Одесской
области, который признал за облсоветом право собственности на эти строения.
Основания? Одесская дирекция банка в лице регионального ликвидатора
передала облсовету по договоренности в счет погашения задолженности все
здания в районах. Акт приема-передачи подписан 10 сентября. Учитывая
данный факт, то есть отсутствие спора по данному вопросу, суд и признал за
облсоветом право собственности.
Но это еще не все. Областной хозяйственный суд 18 и 25 сентября вынес еще
два решения. Они касаются тех же зданий. Дело в том, что банк «Украина» еще
в 1999 году передал их в залог Нацбанку. Как видно из договоров залога,
указанное имущество закладывалось «с целью своевременного выполнения
условий кредитного договора от 2 апреля 1999 года, согласно которому
Нацбанк переоформил реструктуризированную задолженность в
стабилизационный кредит... в сумме 228, 2 млн. грн. на срок до 25 октября 2002
года...» Так вот, этот документ тоже стал предметом для рассмотрения в суде.
Как явствует из судебных решений, облсовет, после того, как стал
собственником зданий, узнал о существовании договоров залога и обратился в
суд с просьбой признать их недействительными. И суд просьбу удовлетворил. В
решении сказано: передавать в залог имущество, согласно закону, можно только
с согласия всех совладельцев, то есть по решению общего собрания акционеров.
А общее собрание совету и правлению банка полномочий по распоряжению
имуществом, как следует из устава банка, не передавало. Между тем, Нацбанк в
лице Одесской дирекции уверяет совсем в обратном. Согласно его данным, по
уставу банка «Украина», общее собрание передало полномочия по управлению
имуществом правлению и его председателю. В дополнение к этому Нацбанк
отмечает, что облсовет не является стороной в договорах залога и
собственником данного имущества и на этом основании вообще не имел право
оспаривать договора залога.
Важно отметить, что представители Нацбанка при рассмотрении дел в суде не
присутствовали. Судья пишет, что они не явились, а ответчики — что их поздно
уведомили. На то же самое жалуется и ликвидатор банка «Украина». Но если
говорить по сути спора, возникшего между облсоветом и ликвидатором, то
существуют серьезные разногласия относительно суммы долга. Суд признал,
что она составляет 22,6 млн. грн. После передачи облсовету здания банка на пр.
Шевченко, оцененного согласно балансовой стоимости в 16, 2 млн. грн., долг
уменьшился до 6,4 млн. грн. В счет погашения этой суммы облсовет и забрал
все здания в районах. Ликвидатор же считает, что никаких расчетов суду не
представили. И что на сегодняшний день вообще нет задолженности банка
перед областным советом. Он также отмечает, что банк никогда не предлагал
передать облсовету в счет погашения долга здание на пр. Шевченко, как сказано
в решении суда.
В результате 7 сентября с.г. ликвидатор направил в Одесский апелляционный
хозяйственный суд жалобу на решения от 31 августа. Но суд апелляцию
отклонил, не рассматривая. В определении сказано: жалоба подписана лицом,
которое не имеет соответствующих на то прав, поскольку полномочия
ликвидатора не подтверждены судом, согласно закону Украины « О банках и
банковской деятельности». Для справки: жалоба была подписана председателем
Агентства по вопросам банкротства г-ном Русалиным. Как сообщил «ЗН»
представитель данного агентства, судебное решение у них имелось. Оно было
принято киевским судом 30 августа, то есть, за день до вынесения решения
одесским.
Словом, впереди судебная тяжба. В чью пользу она завершится, сказать сложно.
Но вот что важно отметить. 20 сентября в Киеве заседала межведомственная
рабочая группа, созданная правительством для скорейшего решения проблем
банка «Украина». Предметом обсуждения как раз и явилась ситуация,
сложившаяся в регионах вокруг зданий местных дирекций банка. Так вот,
рабочая группа считает, что действия местных властей, направленные на
отчуждения имущества банка, являются недопустимыми. Они не имеют права
вмешиваться в процедуру ликвидации банка, поскольку это может поставить
под угрозу возмещение выплат по вкладам. Агентство по вопросам банкротства
намерено завершить эту процедуру как раз путем распродажи имущества и за
счет вырученных средств рассчитаться с вкладчиками. Кстати, в Одесской и
еще трех областях приостановлены выплаты вкладов физическим лицам. И хотя
агентство пытается заверить, что это не связано с «плохим» поведением
местных властей, а продиктовано необходимостью сверки реестров, в это слабо
верится.
В общем, судя по настроениям в Одессе, назревает серьезный конфликт, далеко
выходящий за рамки хозяйственного спора. По сути своей — это конфликт
между центром и регионами. Несомненно, исход борьбы будет весьма
показателен для страны и поучителен для местной власти. Для Одесской
области, которая, пожалуй, впервые решила серьезно состязаться с центром,
сегодня это вопрос номер один. Исходя из того, как начинается судебная эпопея
— это игра «кто кого». К сожалению, игра без правил.
Решения, которые принял Одесский облсовет, — это прежде всего
политические. Такой вывод можно сделать и из беседы с председателем
Одесского облсовета и облгосадминистрации Сергеем Гриневецким.
— Если говорить о моей личной позиции, — сказал он, — то я считаю, что
нельзя было доводить до банкротства такую финансовую империю, как банк
«Украина». Мы обращались к правительству, Нацбанку с просьбой сохранить
для области одесскую дирекцию, которая была самой прибыльной, о чем
свидетельствуют цифры. В 1999 году балансовая прибыль составила 10,2 млн.
грн., в 2000-м — 11,8 млн., на 1 июля с.г. — свыше 6 млн. Область немало для
этого сделала. Мы работали с вкладчиками. Ведь все кредиты, которые брались,
практически возвращены. Сегодня мы подготовили почву для долгосрочных
кредитов, которые необходимы селу. Без этого оно не сможет поднять
животноводство, возродить оросительную систему, создать социальную
инфраструктуру и так далее. И все это в один миг потерять, с моей точки
зрения, неразумно. Это не только моя позиция: большинство руководителей
областей поддержали предложения создать на базе банка «Украина»
региональные сельские банки, которые бы занимались кредитованием АПК. К
сожалению, голос регионов не был услышан.
— Но сейчас он как раз звучит громко, на всю страну. Более того, то, что
предприняла Одесская область, в Киеве расценивают как силовой захват,
не имеющий ничего общего с законом.
— Я уверен, что областной совет действовал в рамках закона. Если в
апелляционном суде будет доказано обратное, то, естественно, решение суда
будет нами выполнено. Но я хочу сказать вот о чем. Законодательство в первую
очередь было нарушено при открытии процедуры ликвидации банка. На этот
счет есть определение Одесского хозяйственного суда. И когда принимаются
решения задним числом, чтобы исправить данную ситуацию, то это не делает
ликвидационную процедуру прозрачной. А скорее дает повод считать, что в
результате таких манипуляций могут пострадать интересы вкладчиков.
— Но если говорить о вкладчиках, то главный аргумент, который
приводят сегодня ваши оппоненты, — это как раз то, что поведение
местных властей в Одессе и еще в двух областях может сорвать уже
начавшиеся выплаты. Ведь вопрос о судьбе вкладов — это прежде всего
вопрос о судьбе имущества. Если примеру Одесской области последуют
другие регионы, то как, по-вашему, будет решена эта проблема?
— Что касается нашей области, то мы намерены на базе имеющейся сети
банковских учреждений, перешедших в собственность облсовета, создать
региональный банк, который мог бы и дальше кредитовать сельское хозяйство.
Этот банк мог бы взять на себя и все обязательства «Украины» перед
вкладчиками, как физическими, так и юридическими лицами. И для решения
данного вопроса уже создана депутатская группа. Поэтому для нас очень важно,
чтобы позиция области и ее действия были оценены правильно. В заключение
хочу добавить, что к решению проблемы мы подходим с позиций государства, а
не местечковых интересов и уж, упаси Бог, чьих-то личных.